День памяти равноапостольного великого князя Владимира. Воспоминание Крещения Руси

В храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Патриаршем подворье города Москвы – Представительстве Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан состоялась праздничная Божественная Литургия.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил молебен святому Крестителю Руси перед святыней — иконой равноапостольного великого князя Владимира с частицей его святых мощей.

Архипастырю сослужили ключарь храма иерей Сергий Неретин и клирики подворья.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, составленные к празднику Крещения Руси:
«Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на землю Русскую от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех навет вражиих десница Твоя, и во предняя лета даровати наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится в ней Трисвятое Имя Твое, рцем вси, Господи, скоро услыши н милостивно помилуй.
Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся Спасителю наш, милостивно услыши и скоро помилуй».

Также возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия. Митрополит Александр прочитал молитву об избавлении людей от губительной эпидемии.

Глава Митрополичьего округа вознес особую молитву праздника Крещения Руси:
«Всесильный и Превечный Боже наш, Отче Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Сам Сый всему миру Творец, и всея твари промысление и благословение. Иже и владыку Земли Русския, князя Владимира, к свету истинныя веры наставивый, и тем вся страны наши на земле сей сущия, святым Крещением просветивый и сонмом святых, яко пресветлыми звездами, небо Церкви нашея украсивый. Призри ныне милосердым Своим оком на нас смиренных и недостойных рабов Твоих и на благодарственное моление наше за вся благодеяния бывшая в ней от лет древних и до ныне и на ниву Твою, Церковь Русскую и Отечество наше, приносящих Тебе, якоже плод спасительнаго сеяния Слова Твоего, лики святых. Сподоби убо и нас в их вере, любви и единении пребывати, пагубныя разделения и расколы преодолевати, да Дух Твой Благий почиет на нас.
Пробави, Премилосердный Господи, милость Твою ведущим Тя и не познавшим Тебе явлен буди, да от восток солнца до запад вси народи единеми усты и единем сердцем воскликнут Тебе гласом радования: Слава Тебе Богу, Благодателю, Русь крещением просветившему, во веки веков».

«Драгоценно для каждого, кто считает себя верным чадом Русской Православной Церкви, независимо от национальной принадлежности, языка, культуры или места проживания, житие Крестителя Руси, с исторической подробностью сохраненное в летописных памятниках преподобным Нестором, митрополитом Киевским Иларионом и черноризцем Печерским Иаковом. «Удивления достойно, — пишет преподобный Нестор Летописец о князе Владимире в Повести временных лет, — сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском». Совершив духовный, культурный и цивилизационный выбор в пользу византийского православия, создав основы синтеза религиозной веры греков с национальными особенностями душевного уклада славянских, финно-угорских и тюркских племен, князь Владимир раз и навсегда заложил тот культурный код стран Русского Мира, который оказался неразрушимым, несмотря на все тягостные испытания, и слом которого будет означать страшную катастрофу в человеческой истории.
Благоверный Креститель Руси являет нам в своем житии величие преображающей силы Божией. «Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать»», — рассказывает нам Летописец. «Первые годы жизни и княжения Владимирова не утешительны, как деяния человека, косневшего во тьме язычества, которое не умягчает сердца», — комментирует жизнь князя Владимира до крещения духовный писатель XIX века А.Н. Муравьев. Но «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12), и вчерашний ревностный и сластолюбивый язычник становится истинным христианином, не на словах, а на деле следующим евангельским заветам. «Владимир-идолопоклонник, — говорит святитель Николай Сербский, — преобразился в христианского святого. Будто на какой-то таинственной стене стерли изображение демона и начертали Ангела!». Духовное перерождение князя Владимира является ярким свидетельством исцеляющего действия Божественной благодати, способной через покаяние кардинальным образом менять человеческую природу, веским доказательством того, что нравственное преображение личности «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). «Каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого — когда мы видим, что такой же, как мы человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем», — размышляет митрополит Сурожский Антоний.
По слову святителя Иоанна Златоуста: «Памятниками святых служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть». Главным памятником равноапостольному князю Владимиру является святая Православная вера, всем сердцем принятая и возлюбленная им, и переданная нам с вами. Об этом он молился при крещении своего народа в Днепровской купели: «Боже великий, сотворивший небо и землю, обрати взор Свой на новые люди Своя; дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, и утверди в них веру правую».
Восприняв веру апостольскую, князь Владимир, всецело осознал, что является ключевым моментом всей духовной жизни христианина, ядром евангельского нравственного богословия. Это две заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему, на которых «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40).
«Не могу описать многие его милости, — удивляется добродетелям князя Печерский монах Иаков, — и в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных питая, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковных служителей почитая, и любя, и милуя; подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил».
Равноапостольный князь Владимир учит нас, что не может и не должно быть разделения в нашей религиозной жизни между вероучительной, теоретической частью, и практическим исполнением заповедей. Созерцая духовными очами Жертву Христа, видя Его снисхождение в любви к человеку «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8) мы можем понять, что любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Как сказал в одной из своих проповедей Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл: «Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви — не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь».
Бережно хранить святое Православие, любить Церковь Христову, изучать самим и передавать нашим детям основы апостольской и святоотеческой веры, и, конечно же, жить по законам евангельской любви и правды – вот главные заветы, оставленные нам великим благоверным князем Владимиром». Из слова митрополита Александра в день памяти равноапостольного князя Владимира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *